05.12.2016 966 0

Как примирить искусство и природу, или Лэнд-арт против дисгармонии

Как примирить искусство и природу, или Лэнд-арт против дисгармонии

Художники примиряют природу и человека.

 

 

Владимир Семёнов

Директор Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова,

главный редактор Green City


С развитием техносферы человечество всё чаще отказывалось от природного экологического материала и в жизни, и в искусстве: на смену природному материалу пришло чрезмерное увлечение металлом, пластиком и современными строительными конструкциями. При созерцании подобного искусства в сочетании с окружающей природой это порой вызывало чувство дисгармонии.

И вот, в конце 1960-х годов, в искусстве возникло новое течение – лэнд-арт, – как защитная реакция творческого сознания художников на возрастающее отчуждение цивилизации от окружающей среды, желание заново пересмотреть все аспекты взаимоотношения человека с природой. Вдруг как-то очень захотелось гармонии… Эти художники пытаются примирить внутреннюю противоречивость человека и его отчуждение от природы, своими работами привлекая внимание к её красоте. Это ли не экологическое искусство?

Особенность лэнд-арта состоит в том, что часто его произведения настолько огромны, что наше зрение может охватить их только с высоты птичьего полёта, или с самолёта, или с высокой горы. Либо они настолько органично вписываются в окружающий ландшафт, что, не зная заранее расположения, их можно и не заметить. К тому же выполнены они могут быть из такого природного материала, который не предусматривает длительной сохранности: песка, снега, льда, листьев растений. Прошёл дождь, снег, подул сильный ветер – и их уже нет – и можно создавать новые (только давайте сразу договоримся, что снеговика мы, конечно, к ленд-арту не относим). Большинство из нас видит эти художественные произведения на фотографиях или видео застывшими на мгновение, когда время между созданием и гибелью творения подвластно только природе и погодным условиям.

Чаще всего художники сами запечатлевают свои работы, выносят их на обозрение публики на выставках, салонах, галереях. Только тогда они начинают свою новую и уже достаточно долгую жизнь в качестве «произведения искусства», хотя самого произведения, быть может, уже и нет. Сознавая недолговечность и подверженность временным изменениям своих творений, художники как бы оформляют их документально в серии фотографий (фото-арт), рисунков и карт, естественно, ожидая признания и оценки, хотя сами творения остаются недоступны для большинства зрителей, да изначально они этих зрителей, скорее всего, и не предусматривают. Немного эгоистично, не правда ли?

Произведения лэнд-арта как бы воплощают совместное творчество человека и природы, гармонично вписываясь в природные ландшафты, за миллионы лет сформированные самой природой. Они создаются в условиях единения человека с природой и символизируют слияние и художника, и его произведения с окружающим миром. Своими работами художники пытаются напомнить людям об ускользающем былом единении человека и природы и внести элементы романтизма в нашу жизнь. Пытаясь вписать свои произведения в природу, они выбирают для этого подчас самые дикие и недоступные места, или, наоборот, самонадеянно решают «упорядочить» природу, внеся в неё правильные геометрические формы.

Художники лэнд-арта отличаются весьма разнообразными взглядами на искусство и пользуются в своем творчестве такими необычными материалами, как камни, песок, грязь, снег, растения, вода, солома, дерево. Некоторые творения спрятаны в необжитых и малодоступных местах, например, в лесах, где их увидеть могут только экскурсанты или случайные посетители. Художники создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, роют траншеи и возят почву, перекапывают тонны земли и песка, строят причудливые сооружения из стволов и веток. Часть работ так и остаётся пропадать в глухих местах, но многие становятся долговременным украшением парков и садов в разных уголках мира.

К числу произведений, относительно независимых от времени и природных катаклизмов, относятся сооружения Роберта Смитсона, Эндрю Роджерса, «земельные работы» Стэна Херда, «Каменная река» Энди Голдсуорти, «Поле молний» Уолтера Де Мария, «Сад космических размышлений» Чарльза Дженкса, инсталляции Николая Полисского.

Спирали Роберта Смитсона

Роберт Смитсон (Robert Smithson) – американский художник, считается основателем ленд-арта. Одна самых известных его работ – инсталляция «Спиральная пристань», созданная в 1970 году на северном берегу Большого Солёного озера (штат Юта) из глыб чёрного базальта. Её длина составляет 457,2 м, а ширина – 4,57 м. Спираль закручена против часовой стрелки и удаляется вглубь озера на 170 метров. Изначально она выглядела чёрной на красном фоне, сегодня – чёрно-белой на розовом. Из-за колоссальных размеров во всей красе её можно увидеть только с воздуха. Однако время внесло свои коррективы, и к чёрному базальту в наши дни без спросу примешались морская соль и грязь.
 

 

«Спиральная пристань» 
«Разорванный круг» и «Спиральный холм»

                                            
Для выставки современного искусства Р.Смитсон в заброшенном песчаном карьере в голландском городе Эммен создал «Разорванный круг» и «Спиральный холм». В верхней части «Спирального холма» находится смотровая площадка, откуда открывается наилучший вид на «Разорванный круг», расположенный на краю затопленного гравийного карьера. В «Разорванном круге» почти в самом центре находится огромный валун – один из самых больших камней такого вида в Нидерландах.

Геоглифы Эндрю Роджерса

Австралийский художник Эндрю Роджерса (Andrew Rogers) создаёт гигантские фигуры по проекту «Ритмы жизни». Начатый в 1998 году, он считается самым масштабным творческим проектом. К настоящему времени в 16 странах на всех континентах уже создан 51 геоглиф. Сооружения возводятся в пустынях, фьордах, ущельях и национальных парках. Используются любые материалы, в частности, камни или песок. Например, для создания геоглифа «Банджил» (Белый орёл), размах крыльев которого составляет 100 м, было использовано 1500 т камней.

«Банджил» (Национальный парк в штате Виктория, Австралия, 2006 г.)

 

«Древний язык» (Пустыня Атакама, Чили, 2004 г.)

«Земельные работы» Стэна Херда

 


Чтобы увидеть картины американца Стэна Херда (Stan Herd), нужно подняться в воздух на самолёте, или, как автор, на воздушном шаре. Художник шутливо называет своё творчество «земельными работами», а его рисунки на полях – это портреты, натюрморты и пейзажи. Начинается всё с набросков, сделанных на выбранном поле, при этом контуры обозначаются кирпичами, а затем действительно следуют земельные работы: художник копает и пашет землю, после чего на заготовленный «холст» укладывается почва различных оттенков.

Рисовый лэнд-арт в Японии

Если у Стэна Херда любимый материал – земля, то в Японии рисунки на полях создают, используя различные сорта риса: рисовые кусты с фиолетовыми и жёлтыми листьями, либо традиционные – с зелёными. На рисунках изображают не только персонажей старых японских сказок, но и современных героев. Для удобства туристов, чтобы те могли рассмотреть рисунки и оценить гигантские формы лэнд-арта, в деревнях построены специальные просторные смотровые вышки. Этот необычный вид «полевого искусства» оказался весьма прибыльным, привлекая тысячи туристов, и в результате приобрел вид бизнес-проекта, на который работают сотни специалистов-дизайнеров, которые ежегодно перед посадкой риса разрабатывают на компьютере проекты будущих произведений искусства.


«Каменная река» Энди Голдсуорти

Имя британского художника Энди Голдсуорти (Andy Goldsworthy) уже приобрело мировую известность. Его работы есть в Японии, США, Австралии и даже на Северном полюсе. Выполненные из таких природных материалов, как лепестки, листья, снег, лёд, камни и ветки, они существуют лишь короткий промежуток времени, но художник фотографирует каждое произведение сразу после его создания. Одна из его долговечных работ – «Каменная река» – грандиозная извилистая скульптура в университетском городке Стэндфордского университета. На постройку ушло 128 т песчаника, причем использовался только камень, обвалившийся со зданий во время землетрясений в Сан-Франциско в 1906 и 1989 годах.
 

 

 


«Сад космических размышлений»
 
Искусство ландшафтного дизайна в наше время может похвалиться настоящими шедеврами современного искусства. Один из самых выдающихся – «Сад космических размышлений» на юго-западе Шотландии. Это частное владение, созданное супругами Чарльзом Дженксом (Charles Jencks) и Мэгги Кесуик Дженкс (Maggie Keswick Jencks). Согласно авторскому замыслу, сад представляет собой нашу вселенную в миниатюре. Он как бы напоминает посетителям о месте, отведённом в ней человеку, и непознанности секретов бытия.

Сад состоит из пяти областей, в них находятся водоёмы разнообразных геометрических форм, необычные изумрудные холмы и долины, а странные скульптурные композиции, по идее авторов, отображают сложные научные открытия и мысли. Центральная точка парка, к которой сходятся все его аллеи и лабиринты, – спираль, олицетворяющая с одной стороны, цепочку ДНК как источник жизни на земле, а с другой – ураган как разрушительную силу. Этот сад – воплощение материализовавшегося синтеза науки, техники и искусства, и поэтому, чтобы добраться до центральной спиралевидной скульптуры ДНК, посетителю нужно решить много загадок и ребусов.


А если посетитель устал от осознания сложности мироздания и собственной ничтожности перед лицом вселенной и понял, что предложенные ему математические задачки не по вкусу и не по силам, ему предлагается отдых в «Беседке бессмысленности». В ней можно спокойно отдохнуть, наслаждаясь окружающей красотой и свежим воздухом.


Правда, этот таинственный парк можно увидеть только один раз в году, когда добрый Чарльз Дженкс открывает его для посещения. При этом никогда не угадаешь, какой день он выберет на этот раз. Остальные 364 дня парк закрыт от любопытных глаз: такой порядок введён после смерти жены архитектора.

 

«Поле молний» Уолтера Де Мария

 
Особое место в искусстве лэнд-арта конца ХХ века занимает работа американского художника Уолтера Де Мария (Walter De Maria), который создал в пустынной равнине в Нью-Мексико объект под названием «Поле молний». Эта работа – воплощение идеи художников- энвайронменталистов о создании некоего специально оформленного арт-пространства, лишённого всякого утилитарного назначения, и тем самым исключающего возможность практического применения.

«Поле молний» представляет собой лес громоотводов, состоящий из 400 стальных стержней, изготовленных из нержавеющей стали и притягивающих молнии во время грозы, когда разряды концентрируются на металлической конструкции. Выбор места для инсталляции обусловлен тем, что пустыни штата Нью-Мексико славятся частыми грозами, поэтому всё пространство инсталляции превращается в наполненную молниями сцену, что особенно эффектно в ночное время. Правда, надо ещё дождаться грозы…


Масштабные работы художников лэнд-арта были весьма затратными мероприятиями и финансировались частными лицами и фондами. С течением времени финансирование иссякло, что в значительной степени сказалось на монументальных проектах, рассчитанных на достаточно долгое существование. Сейчас на Западе лэнд-арт приобретает утилитарно-прикладное значение, сохраняясь как вид искусства на природе.


Никола-Ленивец Николая Полисского


В России в настоящее время лэнд-арт приобретает популярность в работах художника Николая Полисского. В поле между калужскими деревнями Никола-Ленивец и Звизжи, в гармонии с окружающей средой, построена 22-метровая масштабная инсталляция Н.Полисского «Бобур», каркас которой выполнен в виде сложной металлической конструкции, оплетённой берёзовой лозой. Внутри сооружения находится винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку. С неё открывается чудесный вид на просторы Никола-Ленивца и близлежащих деревень.
  

«Бобур» (берёзовая лоза, 2013 г.)

Бобур – название старейшего квартала Парижа, в котором располагается Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, а главная деталь инсталляции Н.Полисского – трубы, по форме напоминающие фасад Центра Помпиду.

Арт-объект «Чермянка»
 


 


Другой арт-объект Николая Полисского – «Чермянка» – скульптура, растянувшаяся вдоль всего одноименного парка. Она то появляется, то исчезает и как бы ведёт за собой посетителей (или наоборот сопровождает их). Сам автор уверен, что скульптура своей формой повторяет движение петлистой речки и органично сливается с окружающей природой. Желающие могут это проверить, посетив московский парк «Чермянка» в Отрадном.

К относительно масштабному проекту в стиле лэнд-арт можно отнести ежегодный международный фестиваль ландшафтных объектов в Никола-Ленивце «Архстояние», предлагающий новый подход к развитию территорий и представляющий идею взаимодействия с ландшафтом средствами современного искусства, основанный в 2006 году по инициативе Николая Полисского.