13.06.2018 223 0

Грозит ли Африке экологическая катастрофа

Грозит ли Африке экологическая катастрофа

Европейские эксперты и экологи в Африке расходятся во взглядах на экологические проблемы.

Европейские эксперты предупреждают, что Африке грозит экологическая и социально-экономическая катастрофа. Поэтому все страны континента должны быть ответственными, постоянно внедрять ведущие мировые тенденции и методы управления отходами, сохранять природу и окружающую среду.

Предупреждение об экологической катастрофе прозвучало в Йоханнесбурге на ежегодном общем собрании компании ПЭТФ Recycling Company (PETCO). Об ней говорил в своем выступлении доктор Тони Риббинк, специалист в области сохранения окружающей среды и главный исполнительный директор благотворительной организации Sustainable Seas Trust (SST, Фонд устойчивого развития морей).

Д-р Тони Риббинк руководит Африканской сетью морских отходов, цель которой заключается в сокращении, а затем и прекращении потока отходов из 38 прибрежных и островных государств Африки в Мировой океан. Он является генеральным директором Фонда устойчивого развития морей, который содействует их устойчивому развитию и сокращению масштабов нищеты в прибрежных общинах. До этого он возглавлял программу «Латимерия» по восстановлению африканских экосистем, Флагманский проект НЕПАД в 2006 году – сохранение природы и организация школьного питания в Африке. Ранее возглавлял программу под руководством Всемирного банка САДК/ГЭФ по сохранению биоразнообразия на озере Малави/Ньяса,Восточная Африка. Большую часть своей карьеры работал в Южноафриканском Институте водного биоразнообразия (SAIAB), где руководил южноафриканскими исследовательскими программами.

Ложь «Большого сохранения»

Другой взгляд на проблемы экологии в Африке отражает книга «Большая заповедная ложь» (The Big Conservation Lie). Ее написали кенийский журналист Джон Мбария и профессиональный защитник природы и доктор философии в области изучения плотоядных животных Мордехай Огада в 2013 году. В настоящее время он является исполнительным директором  консалтинговой компании по управлению природными ресурсами Solutions AfrikaConservation в Наньюки (Кения). Эколог участвует в работе по сохранению животных в течение последних 16 лет в Кении и других странах Африки.

Мордехай Огада является исполнительным директором организации Conservation Solutions Afrika по вопросам сохранения окружающей среды.

Огада и Мбария излагают суть своих аргументов: «Взаимосвязанные события, которые происходят в области сохранения дикой природы в Кении, как и во всей Африке, полностью переплетаются с политикой колониализма. Они демонстрируют самый ядовитый расизм, преднамеренное исключение коренных жителей из экологического процесса, скрытый подкуп, непревзойденный обман, культ сохранения и одновременно жестокая эксплуатация, который исходит от тех же самых защитников природы при постоянных утверждениях о «сохранении природы».

Авторы пишут, что для Запада Африка всегда была (и остается) «дикой и неконтролируемой средой», где проживают «харизматические» виды, которыми можно издалека любоваться (или расстреливать их). Традиционный взгляд на континент предполагает, что только европейский и американский опыт может укрощать или защищать его. Авторы утверждают, что такой подход дал западным НПО, таким как Общество сохранения дикой природы (WCS), огромную мощь.

Западный мир создал пространство для «спасителей природы» (и «спасители» всегда белые), таких, как Джордж Адамсон, Джейн Гудолл и Иэн Дуглас-Гамильтон, готовых вмешаться в любой момент и проявить свою волю. На этой картине нет места африканцам.

Мордехай Огада, исполнительный директор Conservation Solutions Afrika по вопросам сохранения окружающей среды.

Огада и Мбария называют имена самых «священных коров» природоохранных организаций. Джорджа Адамсона, белого британского субъекта из фильма 1966 года «Born Free», авторы описывают в книге как неудавшегося бизнесмена. Бесконтрольно и беззастенчиво он пользовался пожертвованиями на благотворительность в личных целях. Несмотря на то, что он долгое время работал инспектором в Кенийском департаменте охоты и не имел опыта в области охраны, на Западе он приобрел репутацию защитника диких животных и «исследователя» Африки.

Большая часть претензий авторов направляется службе охраны дикой природы Кении (KWS). Она носит название организации по сохранению природы, но книга раскрывает истинное лицо этой «службы». В ее состав входят в основном отставные солдаты и наемники. У них есть оружие, организация действует, в основном, как полиция.

Ричард Лики, руководящий много лет KWS, богатый белый выходец из Британии, обвиняется в коррупции, насилии и присвоении самых плодородных районов Кении британскими колонистами и их потомками.

Как отмечают авторы, KWS получает финансирование, оборудование и обучение у западных держав, включая США и Великобританию. Прибыль идет и от земли, которую якобы защищает служба, посредством туризма и связей с крупными горнодобывающими и фармацевтическими компаниями.

KWS заключала сделки с немецкой корпорацией Bayer, и ее самые высокопоставленные деятели были причастны к преступлениям против дикой природы, включая торговлю слоновой костью. Несмотря на это, Кенийские власти считают их и вооруженных боевиков, которыми они командуют, «вне подозрений».

Игнорирование знаний коренных народов

Аналогичным образом выглядит в книге и Международный союз охраны природы (IUCN, International Union for Conservation of Nature), одна из самых крупных и уважаемых природоохранных организаций. МСОП поддержал проект о выселении тысяч масаев, коренных жителей Африки, из лесов, от которых зависела их жизнь, и где они жили на протяжении тысячелетий. На территориях создали Национальный Парк Масай Мара, и в нем процветает туризм. В Африке повсеместно до сих пор происходит выселение масаев под предлогом сохранения природы из тех мест, где веками проживали их предки.

Леса на равнине Лойта, из которых выгнали масаев, были практически неповрежденными, тогда как районы с лесами, которые на протяжении десятилетий находятся в руках западных деятелей, пострадали. Это типично для «социального развития, которое определяется и управляется со стороны».

В прошлом году в Танзании около 185 домов масаи сожгли местные власти, теперь они управляют охотничьими турами, а 6 800 человек остались без крова. Так называемый «экотуризм» в Африке порождает проблемы, поскольку доход от него создает стимул для превращения пастбищ масаи в места для сафари.

Авторы книги утверждают, что многие западные благотворительные организации существуют для того, чтобы обеспечить гласность их учредителям. По мнению Огады и Мбарии, деятельность многих западных природоохранных организаций сводится к «наблюдению за обширными районами с огромным минеральным потенциалом под видом сохранения дикой природы». Одновременно Запад замалчивает проблему серьезной экологической угрозы, которую он создает для жителей африканского континента, продолжая использовать его как мировую свалку токсичных отходов.

Африканские решения проблем континента

Вместо неоколониального подхода авторы предлагают более тесное партнерство с местными племенными сообществами. Они предлагают сохранять природу вместе с уважительным отношением к ней, использовать экстраординарный и до сих пор непризнанный опыт в отношении природного мира, который уже существует в большинстве регионов Кении и африканском мире.

Множество коренных африканцев работает в области сохранения окружающей среды, но их работа остается незамеченной. Профессионалы, такие как доктор Огада, являются не только экспертами в своей области сохранения природы, они представляют другую точку зрения на африканские проблемы и считают глубоко ошибочным западный подход, который потерпел неудачу, несмотря на то, что все условия соблюдались.

В Африке миллионы людей живут в значительной степени устойчивой жизнью и готовы предложить много идей по поводу сохранения окружающей среды и биоразнообразия. Природоохранные организации Запада должны прислушаться к их голосам и поставить в авангард экологического движения национальные интересы Африки.

Только услышав голос племенных народов Африки – лучших защитников природы и хранителей природного мира – общество будет иметь шанс защитить окружающую среду.