13.09.2018 73 0

Швеция снижает выбросы углерода

Швеция снижает выбросы углерода

Векшё – радикальный пример успешного решения проблем изменения климата.

В небольшом городе много велодорожек, которые регулярно чистят зимой, электростанцию перевели на биомассу, а дома в будущем предполагают строить из дерева. В 2016 году он был объявлен лидером устойчивого развития ЕС на глобальном уровне, в нём проходила XIV Генеральная конференция Союза балтийских городов.

Когда наступает лето, шведский город Векшё (Växjö) становится зелёным и расцветает. Он представляет собой радикальный пример решения проблемы изменения климата путём сокращения использования ископаемых видов топлива. Электростанция в городе работает на биомассе из древесины. В зимнее время снегоочистители чистят велосипедные дорожки, а политические партии стремятся сделать реальной цель: освободить город от ископаемого топлива к 2030 году, чтобы устранить выбросы углекислого газа от нефти, природного газа и угля.

То, что работает в городе при условии богатой страны и стабильной скандинавской демократии, не является простым планом. Тем не менее, опыт Векшё, города, в котором 66000 жителей, и где красный средневековый собор контрастирует с ультрасовременными зданиями, интригует политиков, поскольку в нём сумели сократить выбросы и этот рост продолжается.

Бо Франк, президент городского совета и архитектор «зелёной смены», сказал, что его совет сводится к: «тяжёлому увеличению налога на ископаемую энергию и его снижению на все виды возобновляемой энергии».

По словам администрации города, выбросы углекислого газа на душу населения упали на 58% с 1993-2016 гг., в то время как местный валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 32% с 1993-2014 гг., согласно последним имеющимся данным.

Мировые выбросы углерода выросли на два процента в прошлом году и достигли рекордного уровня – почти пять тонн на душу населения по данным учёных

Местные власти стремятся устранить выбросы углекислого газа от ископаемого топлива к 2030 году: в домах, промышленности и на транспорте, включая самолёты, взлетающие из местного аэропорта. Власти следуют руководящим принципам ООН, рассматривая муниципалитет как мини-страну.

Благодаря чёткому плану следования «зелёным» стандартам, сокращение выбросов углекислого газа намного опережает график, который подписали почти 200 стран в Парижском климатическом соглашении. Швеция в целом сократила выбросы, сохранив при этом высокие темпы экономического роста. Страна с населением в 10 миллионов человек занимает первое место в международных экологических рейтингах и устанавливает самый высокий в мире налог на выбросы углекислого газа в размере до 137 евро ($158,84) за тонну.

Налог на углерод

«Налог на выбросы углерода вреден для экономики любой страны, он является не экономическим фактором, а политическим понятием», – говорит шведский министр окружающей среды Каролина Ског из партии зелёных

Сжигание биомассы тоже становится источником углекислого газа, но его можно нейтрализовать, сажая новые леса, которые поглощают газ по мере роста.

Почти ни одна страна не имеет столько лесов, как Швеция, они охватывают две трети территории страны, но Ског отмечает, что все страны имеют ту или иную форму возобновляемой энергии.

Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) говорит, что Швеция производит $11,13 ВВП на каждый килограмм выбросов углерода, что почти в три раза больше, чем средний показатель в богатых странах – $3,91.

Выбросы парниковых газов в стране упали на 26 процентов в период 1990-2016 годы, но темпы снижения замедлились. Швеция делает больше, чем другие европейские страны, но, по мнению правительства, недостаточно с точки зрения постепенного отказа от ископаемого топлива.

«Зелёные» автомобили

Самые большие национальные сокращения выбросов, вызванные политикой мирного времени, согласно исследованию в журнале Nature Climate Change, составили 4,5 процента в год в Швеции с 1976 по 86 годы после того, как подскочили цены на нефть. Ценовая политика заставила страну принять план развития ядерной энергии.

Векшё был одним из первых шведских городов, построивших в 1980 году завод централизованного теплоснабжения на биомассе для производства электричества и снабжения горячей водой всего города.

После нефтяного кризиса «мы живём практически на дровах», – сказал Генрик Йоханссон, координатор по окружающей среде в муниципалитете. «Это было беспроигрышным вариантом».

«Зелёный» сдвиг в Швеции был смягчён отсутствием сильного нефтяного или угольного лобби, хотя там есть большая, энергетически зависимая сталелитейная промышленность и автогиганты, такие как Volvo.

В городе автобусы работают на биогазе, автобусные маршруты изменяются, чтобы останавливаться в новостройках ещё до того, как они будут построены, и изменения в строительных нормах планируются для ограничения новых парковочных мест.

Город модернизирует изоляцию в старых зданиях. 50 процентов всех новых муниципальных проектов планируется к 2020 году делать из дерева. В центре городского сада растут помидоры, сквош, тыквы и подсолнухи.

Местные муниципалитеты Швеции имеют огромную власть, они могут повышать налоги и тратить около 70 процентов государственных денег на все, от образования до пенсий.

«В Швеции у нас очень высокие налоги, и мы также самая децентрализованная страна в мире. То, что я говорю, действительно так и есть», – говорит мэр Векшё Анна Тенье.

Действия властей не всегда вызывают положительные эмоции горожан, их действия бывают жёсткими и не популярными. Фрэнк, президент городского совета, сказал, что сильную линию администрации Векшё на сохранение окружающей среды осмеяла сатирическая газета. Она назвала его главой «зелёного фашистского государства». И не всегда всё идёт так, как задумано. Блестящие новые велосипедные стойки для пассажиров на железнодорожной станции часто остаются пустыми.

Тенье сказала, что самая большая головная боль – заставить людей в сельских районах отказаться от автомобилей, работающих на дизеле или бензине, так как они затрудняют достижение «зелёных» целей.

«Вероятно, мы не достигнем своих целей к 2030 году», – говорит она. «Скорее всего, это произойдёт в 2035 году».