26.10.2018 89 0

Во Франции отменили плату за проезд

Во Франции отменили плату за проезд

В Дюнкерке власти отменили плату за проезд на общественном транспорте.

Крупный европейский город Дюнкерк (более 200 000 жителей) стал первым европейским городом, предложившим горожанам бесплатный транспорт.

Власти города призывали жителей и гостей к тому, чтобы они сменили частные автомобили на бесплатный общественный транспорт. Всего за месяц один из крупных городов в Европе показал ошеломляющий успех.

Дюнкерк, расположенный всего в нескольких милях от бельгийской границы, не может похвастаться обширной сетью общественного транспорта. Здесь нет линий метро, трамваев или троллейбусов. Есть лишь система автобусного сообщения. Бесплатный проезд привёл к тому, что пассажиропоток подскочил на 50 процентов на многих линиях и дошёл до увеличения на 85% на других направлениях. Общее количество автобусов в автопарке увеличилось с 100 до 140. Многие из них работают на природном газе.

«Увеличение пассажиров с тех пор, как мы предложили бесплатный проезд, удивило нас, и теперь мы должны сохранить это достижение», – сказал мэр города Патрис Вергриете. «Мы хотели заставить людей смотреть на автобусы по-другому. Мы вернули автобус людям как средство передвижения, и они изменили отношение к городскому транспорту».

Вергриете, который обещал ввести бесплатный общественный транспорт во время избирательной кампании 2014 года, объяснил, что до запуска программы 65 процентов поездок по городу совершались на автомобиле. Только 5 процентов горожан пользовались автобусом, и еще меньше – всего 1 процент – ездили на велосипеде. Все остальные передвижения по городу совершались пешком.

«Раньше я почти никогда не ездил на автобусе, но тот факт, что они сейчас бесплатны, а также увеличение стоимости автомобильного топлива заставили меня пойти на автобусную остановку», – признается житель Дюнкерка Джордж Контамин.

«Я никогда не пользовался автобусом раньше», – объясняет другой новоиспеченный пользователь пригородного автобуса – Мари. «Было слишком много хлопот, чтобы получить билет или пропуск. Теперь я оставляю машину дома и еду на автобусе с работы. Это так просто».

В Париже заместитель мэра Анна Идальго тоже задумалась над идеей бесплатного общественного транспорта, хотя в столице её реализация вряд ли пройдёт с такой же легкостью, как в Дюнкерке, где доходы от городского транспорта играют более скромную роль в формировании бюджета. В Париже пассажиропоток приносит существенный доход в бюджет, кроме того, сложно будет обслужить 14 линий метро, 58 автобусных маршрутов, региональные пригородные поезда и учесть растущие расходы на эксплуатацию трамваев.

Противники Идальго беспокоятся, что отмена платы за транспорт станет несправедливым бременем для налогоплательщиков. Согласно исследованию 2015 года, проведенному статистическим агентством ЕС Eurostat, более 60 процентов парижан пользуются автобусами и поездами, добираясь на работу, и только 25 процентов ездят на машине.

Тем временем, на самом северном побережье Франции, все стало предельно ясным. Когда-то забытая и мало используемая автобусная система Дюнкерка стала повальным увлечением – и всё потому, что отменена плата.

«Раньше автобус был, в основном, для тех, у кого не было выбора – это молодые, старые и бедные, у которых нет машин. Теперь он для всех», – говорит мэр города Вергриете.

Его совет властям других городов: «Положите на стол преимущества и недостатки и рассмотрите всё это реалистично. Возможно, финансовые затраты слишком велики, но не стоит недооценивать социальные преимущества. Вы не сможете переоценить мобильность и социальную справедливость».