31.05.2018 166 0

Климатологи нашли «глобальные погодные пробки»

Климатологи нашли «глобальные погодные пробки»

Воздушные потоки создают пробки как автомобили на трассе.

Исследование, опубликованное в онлайн-журнале Science (журнал Американской ассоциации содействия развитию науки, The American Association for the Advancement of Science, AAAS), предлагает новый взгляд на таинственную и иногда опасную погодную модель. Глобальные воздушные потоки, окружающие землю, часто останавливаются над тем или иным регионом.

Реактивный поток воздуха в атмосфере имеет емкость, объясняют ученые, и когда параметры превышают определенные значения, происходит блокировка потоков, удивительно похожая на то, как собираются автомобили на трассе и создают пробки, поэтому синоптики могут использовать один и тот же математический расчет для моделирования обеих ситуаций.

Смертельная европейская жара 2003 года, засуха 2014 года в Калифорнии и качели штормов в 2012 году, удивившие синоптиков – все это было вызвано погодным явлением, известным как «блокирование», при котором струйный поток извивается, останавливая погодные системы на пути их продвижения на восток. Ученые знают об этом давно, но никто не мог понять причину этого погодного явления.

«Блокирование глобальных потоков трудно прогнозировать в значительной степени потому, что не было убедительной теории о формировании явления и причинах, по которым они происходят», – сказал соавтор исследования Нобору Накамура, профессор кафедры геофизических наук.

Накамура и аспирант Клэр С. Ю. Хуан изучали струйный поток, пытаясь определить четкий набор измерений для определения явления блокировки и его анализа. Одним из новых показателей был термин, который измерял меандр реактивного потока. Глядя на модель, Накамура понял, что уравнение было почти идентично тому, которое разработали десятилетия назад инженеры-транспортники, создавая описание пробок на дорогах.

Подобно автомобильному движению, потоки воздуха замедляются так же, как и в том месте, где сходятся несколько автомагистралей. Скорость реактивного потока снижается из-за рельефа, такого как горы или побережья.

Результатом открытия стала простая теория, которая не только воспроизводит блокировку, но и предсказывает ее, сказал Накамура. Он сказал, что данная «междисциплинарная связь» стала одним из самых неожиданных, но поучительных моментов в исследовательской практике.

Применение новой математической модели улучшит краткосрочное прогнозирование погоды, хотя и не сразу, говорят климатологи, но это, безусловно, поможет делать прогноз в долгосрочной перспективе и поможет определить, в каких районах можно ожидать засуху или наводнение.